Рекомендации по психологической подготовке к Единому государственному экзамену
ЕГЭ (Единый
государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма
экзамена требует хороших знаний предметов, предварительной психологической
подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей,
учащихся).
Помня о том, что
«нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые
технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены
сборники тематических тестов. Они разработаны для учащихся 5-11-х классов
практически по всем предметам, по которым проводится ЕГЭ. С их помощью можно
оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы
с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально
повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически
не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок
формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и
самоконтроля.
При этом основную часть
работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая
отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь
эмоционально напряжённых, как сдача экзамена.
Психотехнические
навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повысят
эффективность подготовки к ЕГЭ, но и позволят учащимся более уверенно вести
себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть
собственными эмоциями.
Не секрет, что успешная
сдача экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте
выполнить несколько советов:
• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые
ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не
является показателем его возможностей.
• Не повышайте тревожность ребёнка накануне
экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. В силу
возрастных особенностей выпускник может не справиться со своими эмоциями и
«сорваться».
• Обеспечьте дома удобное место для занятий,
проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
• Помогите детям распределить темы подготовки
по дням.
• Ознакомьте ребёнка с методикой
подготовки
к экзаменам.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте
ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных
экзаменов.
• Во время тренировки
по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его
распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на
экзамен.
• Подбадривайте детей, повышайте их
уверенность в себе.
• Контролируйте режим подготовки к экзаменам,
не допускайте перегрузок.
• Обратите внимание на питание ребёнка. Такие
продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного
мозга.
• Накануне экзамена
обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо
выспаться.
• Не критикуйте ребёнка после
экзамена.
• Помните: главное — снизить напряжение и
тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для
занятий.
Подготовка к экзамену:
• Подготовь место для занятий: убери со стола
лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши и т.п.
• Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый
цвета (они повышают интеллектуальную
активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих
тонах.
• Составь план занятий. Для начала определи:
кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй
утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, чётко
определи, что именно сегодня будешь изучать; не вообще: «немного позанимаюсь», а
какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного раздела, с того
материала, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно
начать с того материала, который наиболее интересен и
приятен.
• Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий,
затем 10 минут— перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
• Выполняй как можно больше различных тестов по
предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых
заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай
время выполнения тестов (на одно задание в части А в среднем должно уходить не
более 2 минут).
• Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе
картину победы, успеха. Никогда не думай о том, что не справишься с
заданием.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы
ещё раз повторить самые трудные вопросы.
На кануне экзамена:
Многие
считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего
одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал и не надо себя
переутомлять. Напротив, с вечера прогуляйся, перед сном прими душ. Выспись как
можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В
пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до
начала тестирования.
Если
на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3
часа.
Перед началом тестирования:
В
начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк,
какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен! От
того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих
ответов!
Во время тестирования:
• Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть,
какого типа задания в нём содержатся.
• Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы
правильно понять его смысл.
• Если не знаешь ответа на вопрос или не
уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться. Начни с лёгкого! Начни
отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь
на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
• Научись пропускать трудные или непонятные
задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно
справишься.
• Думай только о текущем задании! Когда делаешь
новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Помни: задания в тестах не
связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном, уже
решённом, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и
правильно решить новое задание.
• Многие задания можно быстрее решить, если не
искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые
явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание
всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи.
• Оставь время для проверки своей работы, чтобы
успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.
• Если не уверен в выборе ответа, доверься
интуиции!